После инцидента с Иваном Литоминым многие СМИ и некоторые жители Ширинского района уверены, что глава района С.Н. Зайцев напрямую виновен в том, что жилье для погорельцев построено некачественно.
Такое мнение укрепилось на фоне скандала, произошедшего с журналистом федерального телеканала Иваном Литоминым, финал судебных тяжб по которому уже близок к завершению.
Однако помимо обвинения по делу в воспрепятствовании законной деятельности журналиста Литомина, Сергею Зайцеву также приходится доказывать общественности свою непричастность к качеству построенного жилья для погорельцев 2015 года. Но если проследить хронологию всего периода строительства, становится понятно, что обвинения главы Ширинского района в данном случае безосновательны, а на фоне формирования общественного мнения недобросовестными СМИ в подобном русле – даже порочащими.
И чем дальше развиваются события, тем более становится интересным, какое отношение к построенному жилью имеет С.Н. Зайцев и в чьи обязанности напрямую входило осуществление строительного контроля?
После трагических событий в апреле 2015 года из резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий природных пожаров в Хакасии были выделены бюджетные средства в размере более 5 миллиардов рублей. Деньги были освоены, а дома построены.
За президентскую стройку ответственность тогда нес лично В.М. Зимин – бывший глава Хакасии. Деньги по государственному контракту поступали в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики. Заказчиком строительных работ выступало Управление капитального строительства, а исполнителями были генподрядные организации, которые за счет федеральных средств финансировались непосредственно республиканским минстроем.
В селе Шира возведением домов занимались несколько генподрядных организаций, однако основную часть строительства осуществлял республиканский генподрядчик – ООО «Черногорск Отделстрой» («ЧОС») под руководством Василия Смольникова, на данный момент времени отбывающего наказание по уголовному делу за дачу взятки. Организация под руководством Смольникова, на тот момент имеющая миллионные долги и множество проигранных судебных дел, стала главным участником стройки в Шира без проведения конкурса. Утверждение ЧОСа в качестве генподряда проводилось комиссией в составе представителей правительства Республики Хакасия.
По действующему законодательству именно заказчик – Управление капитального строительства под руководством директора Степанова А.А., являющееся стороной по государственному контракту, обязано оказывать содействие подрядчику при выполнении работ, а также имеет право контролировать их проведение. Из этого следует, что именно в полномочия Управления капитального строительства входило обеспечение соответствующего строительного контроля над всеми генподрядными организациями.
Однако, судя по расхождению проектно-сметной документации с техническими характеристиками фактически построенного жилья, должный стройконтроль на местах не осуществлялся. Исходя из указанного следует вывод – вопросы о качестве построенных домов нужно было задавать непосредственно ответственным на тот период времени лицам: руководителю Управления капитального строительства – А.А. Степанову, Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства – С.Н. Новикову, а также руководителю Департамента жилищного надзора – М.В. Виноградову. Указанных чиновников в данной стройке на тот момент времени объединял только один вышестоящий – глава Республики Виктор Михайлович Зимин, в состав структуры правительства которого входили перечисленные лица.
Следовательно, в обязанности и даже в полномочия С.Н. Зайцева, не являющегося стороной по государственному контракту, соответствующий контроль по качеству строительства и оказание какого-либо влияния со своей стороны на проведение работ – не входило.
Что со своей стороны делал в то время глава Ширинского района?
Сергей Зайцев, как глава только одного из пострадавших районов, мог лишь оказывать помощь на местном уровне – вести учет пострадавших граждан, предоставлять пункты временного размещения пострадавших жителей и представителей многих структур, участвующих в ликвидации последствий. Силами районной администрации были организованы пункты сбора гуманитарной помощи, а также распределение единовременных материальных выплат. С этими задачами С.Н. Зайцев справлялся вполне успешно – жителям бесплатно было предоставлено временное жилье, организовано трехразовое питание. Пострадавшие получали различную гуманитарную помощь, которую сотрудники администрации, а также волонтеры в местном ДК принимали и сортировали практически круглосуточно. По каждой жалобе представители администрации работали с гражданами индивидуально, осуществляли сбор жалоб, заявлений, претензий, направляя их в соответствующие ведомственные госструктуры и органы, а также проводили иные необходимые действий на районном уровне. Однако ввиду того, что деньги поступали из Федерального бюджета, контроль за их целевым использованием как и осуществление строительного контроля возлагались именно на Республиканский Министрой и Управление капитального строительства.
Согласно имеющемуся экспертному заключению строительной экспертизы по одному из построенных домов в с. Шира площадью 33 кв.м., расхождение стоимости строения с проектно-сметной документацией составляет более 727 тысяч рублей – фактическое строительство построенного дома удешевлено в два раза. Только в с. Шира построенных домов более 300, так что о размере реально причиненного ущерба стоит только догадываться.
Многие дома в Шира были построены на косогорье, и требования к строительству на таком ландшафте особенные. Но любые рекомендации архитектора районной администрации по размещению домов и соответствующей технологии установления фундамента подрядчиком отклонялись. Основные строительные вопросы решались лишь на уровне правительства республики и зачастую без участия представителей районной власти.
При обнаружении проблем на любом этапе возведения домов жители района обращались непосредственно к заказчику, который в многочисленных ответах обещал их устранить с привлечением генподрядчика. И если бы вина С.Н. Зайцева имела место быть, то такие требования поступали бы непосредственно к нему. Однако ввиду очевидного отсутствия вины, ни одного принуждения от вышестоящих инстанций о приведении работ в соответствие с проектами С.Н. Зайцеву не поступало. И если ни республиканское правительство, ни сам Владимир Путин по неоднократным заявлениям жителей не оказали влияние на ход строительных работ, то что бы смог сделать С.Н. Зайцев?
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что обвинения главы Ширинского района в некачественно построенном жилье безосновательны. И если Зайцев в чем-то виноват, то на это есть следственные и судебные органы.
Полянская А.В.
Может пора настала спрашивать с виновников всех неурядиц по закону!?
такое ощущение , что Зайцев диктовал текст Полянской. Все его слова
А что вы хотели услышать???? Если это на самом деле правда!!! Хотелось бы посмотреть на вас, как вы заживете при другом главе???? Диванные политики.